Психология Институт медицины и психологии НГУ
/>
21.10.2014

Юбилейная конференция "Клиническая психология и психотерапия: проблемы методологии и практики, перспективы междисциплинарных исследований"

9-10 октября 2014 года на факультете психологии НГУ состоялась Всероссийская конференция с международным участием "Клиническая психология и психотерапия: проблемы методологии и практики, перспективы междисциплинарных исследований", посвященная 15-летию факультета психологии. Юбилейная конференция прошла на территории Технопарка Новосибирского Академгородка. 

1.Conference.jpg 


География участников конференции получилась весьма обширной: для обсуждения актуальных вопросов клинической психологии и психотерапии в конференц-зале Технопарка собралось более ста ученых, преподавателей и практикующих специалистов из разных городов России (Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Кемерово, Барнаула), а также гости из Германии, Австрии, Великобритании, Казахстана  и Кыргызстана.

Основными темами конференции, вынесенными на повестку дня, стали следующие вопросы:

  • возможности интеграции различных направлений психотерапии;
  • проблемы мировоззренческих оснований различных психотерапевтических подходов;
  • возможности интеграции и полноценного комплексного взаимодействия медицины, психиатрии, психотерапии и клинической психологии;
  • проблемы методологического и практического статуса клинической психологии и психотерапии в современном научном  и  социокультурном контексте.

Поскольку одной из важных задач конференции стало обсуждение личности и здоровья человека как системного феномена, требующего интегративного комплексного подхода к его изучению,  в конференции приняли участие как специалисты помогающих профессий – клинические психологи, психотерапевты, врачи-психиатры, социальные работники, так и представители гуманитарных наук (философы, педагоги, культурологи, искусствоведы, богословы). Надо отметить, что юбилейная конференция также стала своего рода дискуссионной площадкой для диалога между специалистами основных психотерапевтических направлений – здесь присутствовали представители психоанализа, когнитивно-поведенческой психотерапии, экзистенциального, духовно-ориентированного, а также гуманистического направлений.

Открыл торжественное мероприятие ректор НГУ Михаил Петрович ФЕДОРУК, поздравивший факультет и пожелавший ему профессиональных успехов и процветания в развитии отечественного психологического образования, а также  новых перспектив в осуществлении научных фундаментальных и прикладных исследований.

2.Rector NSU.jpg


Свои поздравления и пожелания факультету выразили Лариса Владимировна МЕНЬШИКОВА, заведующая кафедрой психологии и педагогики НГТУ; Татьяна Геннадьевна БОХАН, заведующая кафедрой психотерапии и психологического консультирования Томского государственного университета, а также  выпускники ФП НГУ.

3.Menshikova.jpg


4.Bokhan.jpg


С ответной речью и приветственным словом в торжественной части выступила декан факультета психологии, председатель конференции Ольга Николаевна ПЕРВУШИНА. Ольга Николаевна отметила, что за 15 лет своего существования факультету психологии НГУ удалось сохранить верность традициям классической академической психологии, в том числе основам Ленинградской школы психологии, где когда-то получили высшее психологическое образование многие из преподавателей ФП, и в то же время следовать современным перспективным тенденциям психологической науки и практики. Декан также рассказала, что в настоящее время на факультете развивается общее, объединяющее деятельность всех кафедр, научное направление, связанное с исследованием поведения человека в условиях неопределенности. Кроме того,  в тесном сотрудничестве с зарубежными коллегами ведется подготовка специалистов по прикладному анализу поведения (ABA therapy) с целью оказания психокоррекционной помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) и проведения научных  исследований в области РАС. Ольга Николаевна также подробно остановилась на целях и задачах кафедры клинической психологии, отметив колоссальное значение работы кафедры и ее роль в развитии факультета.

5.Dean.jpg


Пленарное заседание юбилейной конференции открыл Директор института Дианализа, главный внештатный психотерапевт Новосибирской области, профессор Владимир Юрьевич ЗАВЬЯЛОВ. В своем докладе «45 лет наблюдений за развитием психологической мысли в Сибири» профессор Завьялов рассказал о становлении психотерапии в Новосибирской области как о долгом и нелегком пути интеграции естественных и гуманитарных наук:

«В Новосибирске за 45 лет психотерапия проделала тот же путь, что был пройден в мировом масштабе.  Должен отметить, что уже в 70-м году в Новосибирске практиковали методы когнитивно-поведенческой психотерапии, и только в 75-м году вышла книга Аарона Бека «Когнитивная терапия депрессий». Естественно существовала медицинская психотерапия, но она ограничивалась суггестивными методами, а также использовались методы рациональной психотерапии и проективной психодиагностики. В 1975 году  в Новосибирске состоялась первая конференция по психиатрии, в 1978 году – первый конгресс биполярной медицины. А 1980 год стал своего рода поворотным моментом в развитии психологической науки в Новосибирске, так как в этом году в нашем городе собрались представители первой Всесоюзной конференции по социально-психологическому тренингу. Конференция стала знаменательной тем, что объединила как врачей-психотерапевтов со всех республик Советского Союза, так и всех психологов города, интересующихся психотерапией, в том числе первых психологов с университетским образованием, попавших в Новосибирск по распределению. С этого времени началось профессиональное развитие психологической науки и образования в Сибири».

6.Zavyalov.jpg


Продолжил выступление на пленуме с докладом о теории и практике современной психотерапии личностных расстройств Цезарь Петрович КОРОЛЕНКО - психиатр, психотерапевт, почѐтный профессор НГМУ, член Нью-Йоркской академии наук и заслуженный деятель науки РФ. Цезарь Петрович рассказал об основных наиболее распространенных видах личностных расстройств, отметив, что в современной и постсовременной культуре именно они приобретают массовый характер (около 10% в общей популяции) и становятся доминирующими среди прочих психических нарушений, не являясь при этом расстройствами психотического уровня. Короленко также подробно остановился на причинах развития и возможностях динамической психотерапии в лечении пограничного и нарциссического личностных расстройств.

8.Korolenko.jpg


Из зарубежных участников конференции в первый день свои доклады представили гости из Берлина и Мюнхена, представители Немецкой Академии психоанализа (Deutschen Akademie für Psychoanalyse, DAP) – Мария АММОН (Maria Ammon)  и Ильзе БУРБИЛЬ (Ilse Burbiel).

Профессор  Мария Аммон (Берлин) – президент Немецкой Академии психоанализа, супруга немецкого психиатра Гюнтера Аммона, основателя динамической психиатрии, выступила перед участниками конференции с докладом «Динамическая психиатрия  как интегративная теоретико-практическая мультидисциплинарная концепция лечения психических расстройств».

9.Ammon.jpg


Профессор Аммон от имени Немецкой Академии психоанализа и Всемирной ассоциации динамической психиатрии поздравила факультет с юбилеем, отметив, что находится под большим впечатлением от Академгородка, природа и красота которого сами по себе являются вдохновляющим фактором для развития науки и научных открытий. Доктор Аммон также отметила необычайную открытость и доброжелательность жителей Академгородка и Новосибирска и выразила надежду на дальнейшее сотрудничество с факультетом психологии. Далее профессор Аммон рассказала о динамической психиатрии как о направлении, созданном с целью интеграции различных подходов и методов психотерапии, и поделилась опытом его практического применения в Германии.

«Очень сложно провести взаимосвязи между различными психотерапевтическими подходами, медицинскими подходами. Если мы действительно хотим интегрировать разные подходы и найти общую концепцию, нам необходимо основываться не только на академическом подходе, но и на жизненных установках  и ценностях разных людей. Если мы говорим о психотерапии как о непосредственном опыте взаимодействия с образом жизни человека, мы должны научиться уважать людей с различными взглядами на жизнь, с различным мировоззрением. Это предполагает общение за пределами школ. Обязательными требованиями для процесса интеграции являются открытость представителей разных направлений к диалогу, к сотрудничеству, любознательность, желание узнать больше о других методах, знание и уважение точек зрения представителей разных школ терапии. Безусловно, также важна компетентность специалиста и  воздержание от чувства методологического всесилия, а также от конфликтов между профессионалами, в том числе от конфликтов религиозного характера».

11.Audience3.jpg


Большой интерес вызвало у слушателей выступление Ильзе БУРБИЛЬ (Ilse BURBIEL), представителя Немецкой академии психоанализа в Мюнхене и руководителя научного отдела клиники Ментершвайге. Профессор Бурбиль рассказала о важности психотерапевтической работы со здоровыми составляющими личности пациентов с тяжелыми психическими расстройствами. По ее мнению, доктору постоянно нужно искать контакт со здоровой частью личности пациента – его талантами, интересами, творческими способностями, добродетелями, ресурсами, желаниями, потребностями и ценностями, что в сочетании с культурологической средой, жизненным опытом и образованием пациента может дать толчок к развитию его личности и способствовать процессу выздоровления. Такой конструктивный подход к личности пациента, как объяснила профессор Бурбиль, и стал в свое время основой для создания динамической психиатрии Гюнтера Аммона. Конструктивная личность, с точки зрения Аммона – та, которая находится в постоянном контакте, в диалоге с другими людьми с целью собственного роста. Таким образом, процесс лечения в динамической психиатрии предполагает реактивацию здоровых, конструктивных функций личности, интеграцию рассогласованных структур и трансформацию деструктивных функций в положительные качества для развития человеческого потенциала.

12.Burbiel1.jpg


Во второй половине дня состоялись заседания 4-х подсекций:

  1. «Теоретико-методологические проблемы клинической психологии и психотерапии». Председатель: БОЛЬШУНОВА Наталья Яковлевна.
  2. «Клиническая психология и психотерапия: общие вопросы». Председатель: ВАСИЛЬЕВА Анна Владимировна.
  3. «Клиническая психология и психотерапия: специальные вопросы». Председатель: ПУШКИНА Татьяна Петровна.
  4. «Детская клиническая психология и семейная психотерапия». Председатель: МАГДЕНКО Ольга Владиславовна.

Завершил первый день конференции вечерний телемост с Лондоном, в ходе которого было проведено дистанционное интервью с президентом Международного общества экзистенциальной психотерапии и консультирования, профессором Эмми ВАН ДОРЦЕН (Emmy VAN DEURZEN). Эмми рассказала о развитии экзистенциальной психотерапии и консультирования в Великобритании, подробно остановившись на специфике интеграции деятельности врачей и психологов в Лондоне, и возможностях использования экзистенциальной психотерапии на практике, в частности, с пациентами с пограничными нарушениями и психическими расстройствами.

14.Audience3.jpg


Второй день конференции начался с продолжения обсуждения вопросов клинической психологии и психотерапии в русле экзистенциального подхода. С докладом «К пересмотру понятия «смысла» в психологии и психотерапии» выступил экзистенциальный психотерапевт Александр БАТТИАНИ (Alexander BATTHYÁNY) – президент и глава научно-исследовательского департамента института Виктора Франкла, ученик Франкла и глава его личного архива, а также профессор Венского университета (Вена, Австрия). Александр рассказал слушателям о том, как начинались экспериментальные исследования смысла в психологии в середине 20 века, как из философского понятия проблема смысла перешла в психологическую плоскость, и как, наконец, с периферии психологической науки изучение смысла переместилось  в центр научных исследований, что подтверждается огромным количеством исследований, проведенных за последнее десятилетие.  

15.Batthyany.jpg


  «Смысл человека – это не просто наша неотъемлемая часть, это не то, что заставляет нас двигаться – но это сама наша сущность. Это истинно человеческая составляющая. Для чего нужен смысл? Ответ на этот вопрос варьирует в зависимости от того, какая школа психологии на него отвечает. Если с точки зрения позитивной психологии смысл – это нечто безусловно положительное – то, что дает нам счастье, радость и силы, то с точки зрения экзистенциальной психологии, если мы будем относиться к вопросам  бытия более серьезно – смысл всегда сопряжен со страданиями. Решением этого противоречия является принцип необоснованно забытый – а именно принцип моста, разрабатываемый внутри школы Франкла. Если мы начнем серьезно и глубоко рассматривать жизнь человека, то поймем, что один человек может быть как невероятно счастливым и удачливым, так и сильно страдать при этом. Если к нам приходит пациент, испытывающий чувство утраты от смерти близкого, мы вряд ли сможем ему помочь, просто выписав медикаменты – это не поможет пациенту перестать тосковать по ушедшему близкому, любить его, ощущать всю полноту горя. Франкл когда-то сказал очень красивую фразу о том, что чувство утраты – это продолжение любви, но с другим лицом».

В качестве примера Баттиани рассказал историю из терапевтической практики Виктора Франкла, к которому обратился за консультацией пожилой человек, тоже доктор, испытывающий тяжелейшее чувство горя в связи со смертью жены, с которой он счастливо прожил в браке в течение пятидесяти лет. Этот пациент попросил не назначать ему успокоительные средства, так как он и сам мог выписать их себе, но попросил дать ему ответ на вопрос, как ему теперь быть. Виктор Франкл выразил свои искренние сожаления и задал этому человеку один вопрос: «Представьте, что было бы, если бы сначала умерла не Ваша жена, а Вы? Что бы с ней было, если бы Вы оставили ее одну?» Доктор посмотрел на Франкла и сказал: «Боже мой, она бы так сильно страдала, если бы осталась одна!». И Франкл ответил ему:  «Посмотрите, Вы избавили жену от таких страданий, и Вы несете этот крест». И действительно, горе пациента от утраты жены несколько преобразовалось, приобрело другой смысл, так как теперь он понимал, что он несет этот крест вместо того, чтобы обрекать свою жену на такие страдания. Пациенту по-прежнему было больно, но с другой стороны он смотрел на переживание утраты как на что-то, что он делает ради жены, во имя их любви. Таким образом, смысл  всегда кроется в личном отношении человека к событиям своей жизни.

17.Audience4.jpg

Следующий пленарный доклад представил гость из Москвы, профессор факультета психологии МГУ -  член Совета Международного общества экзистенциальной психологии и заведующий международной лабораторией позитивной психологии и мотивации НИУ ВШЭ  Дмитрий Алексеевич ЛЕОНТЬЕВ.  Профессор Леонтьев всесторонне  осветил в историческом контексте основные экзистенциальные проблемы современной психологии личности, подробнее остановившись на теме, затронутой профессором Баттиани - а именно на соотношении смысложизненных понятий в экзистенциальной и позитивной психологии.

19.Leontiev.jpg

Профессор Леонтьев пояснил, что экзистенциальную и позитивную психологию отличает рассмотрение смысложизненных конструктов с разных точек зрения, разных измерений,  приведя в качестве примера цитату Франкла о том, что «мы привыкли рассматривать в одном измерении то, что имеет несколько измерений». Леонтьев отметил, что в начале становления психологической науки, в нелегкое послевоенное время, полное неопределенности, европейская наука актуализировала необходимость изучения задач смысла бытия, и рассматривала экзистенциальные проблемы зачастую в мрачном пессимистическом ключе, что было обусловлено духом времени. При этом, позитивная психология, как отметил ученый, изначально не претендовала на новое самостоятельное учение, не предлагала новых подходов – она лишь несколько изменила и расширила повестку дня, предложив рассмотрение психологических явлений и решение задач смысла жизни с несколько иных точек зрения.

«Если на протяжении многих десятилетий психология помогала человеку решать проблемы, выживать, исправлять дефекты и нарушения личности – ближе к концу двадцатого века этого оказалось недостаточно. Необходимо было не просто понять, как выживать, а научиться жить - и при этом жить хорошо»

Позитивная психология выделила в академической науке новую группу проблем, поставив акцент не столько на позитивных эмоциях, сколько на внутренних силах человека, его психологических ресурсах, жизнестойкости личности, имеющих огромное значение в преодолении тяжелых жизненных ситуаций, что и было отражено в трудах позитивных психологов М. Селигмана, М. Чиксентмихайи, Р. Эммонса, С. Мадди.

18.Audience5.jpg


Духовно-ориентированное направление на юбилейной конференции было представлено гостьей из Санкт-Петербурга. Елена Константиновна ВЕСЕЛОВА, профессор кафедры психологии человека РГПУ им. А.И. Герцена, выступила с докладом на тему «Нравственные основания личности психотерапевта: психология совести». Основная мысль речи состояла в том, что каждый психотерапевт, иногда не осознавая этого, привносит свои базовые убеждения в процесс терапии, что в конечном итоге определяет цель психотерапии. Исходя из этого, основу личности терапевта, как главного инструмента психотерапии, составляет его мировоззрение, которое напрямую связано с нравственными принципами личности. Нравственность личности, отметила профессор Веселова, выражает целостность личности человека, согласованность, непротиворечивость его сердца и ума. Нравственный человек обладает высшими духовными ценностями и принимает их в качестве руководящих в ситуациях морального выбора, с которым ежедневно сталкивается в процессе психотерапии каждый помогающий специалист. В качестве основных критериев нравственно зрелой личности Елена Константиновна выделила три критерия: сложившуюся философию жизни, включающую особые ценностные ориентации; дифференцированные религиозные чувства (религиозность терапевта); и персонализированную (зрелую) совесть как интегрирующую структуру, определяющую направленность личности.

21.Veselova.jpg


В завершение пленарной части конференции состоялся еще один телемост. Представитель когнитивно-поведенческого направления в психотерапии, профессор Алла Борисовна ХОЛМОГОРОВА, зав. лабораторией клинической психологии и психотерапии Московского НИИ психиатрии МЗ РФ, в дистанционном докладе рассмотрела одну из основных методологических проблем психотерапии – проблему исследования факторов эффективности психотерапии.

22.Kholmogorova.jpg


Представив многосторонний обзор изучения эффективности психотерапии, Холмогорова охарактеризовала современный этап исследований эффективности психотерапии как конфликта двух методологий - герменевтической и позитивистской. В докладе были представлены основные направления поиска компромисса в этом конфликте в виде выработки сбалансированной методологии. Рассматривалась проблема общих и специфических факторов психотерапии. На материале эмпирических исследований была показана особая роль рабочего альянса как важного неспецифического фактора эффективности психотерапии.

«Так, например, вердикт птицы Додо фиксирует один из самых дискуссионных феноменов в исследованиях психотерапии, согласно которому все виды психотерапии примерно одинаковы по своей эффективности, независимо от техник, которые они используют. Вердикт птицы Додо – одного из героев книги Л.Кэролла «Алиса в стране чудес» – в оригинале звучит так: «Все выиграли и все заслужили приз». Этот парадокс стимулировал развитие теории общих факторов психотерапии, согласно которой вовсе не специфические техники, а такие факторы как эмпатия, поддержка, общие для всех видов терапии, являются действенными механизмами. В настоящее время в исследованиях эффективности на первом плане стоит вопрос о том, какой вид психотерапии полезен, каким пациентам, в каком объеме и при каких условиях. Общий тренд развития этих исследований – от теории общих факторов в направлении все более дифференцированного подхода к лечению различных расстройств на основе их научно обоснованных моделей, учитывающих различные механизмы. Эта тенденция привела к тому, что наибольшее распространение постепенно получили те направления и методы, эффективность которых была доказана исследованиями, проведенными в соответствии с принципами медицины, основанной на доказательствах. Безусловным лидером таких исследований с 1970–1980-х годов становится когнитивно-бихевиоральная психотерапия (КБТ)».

16.Batthyany2.jpg


В завершение конференции был проведен круглый стол на тему «Комплексный подход  в клинической психологии и психотерапии: возможности и перспективы», модератором которого стала старший преподаватель кафедры клинической психологии Татьяна Петровна ПУШКИНА. Активное участие в работе круглого стола приняли гости из Германии и Австрии, профессор Завьялов В.Ю., а также директор центра психологии НГУ Пётр Ермолаевич РЫЖЕНКОВ. На повестку дня были вынесены следующие вопросы:

  • К какой области принадлежит психотерапия – к медицине или психологии?
  • Кто такой психотерапевт – врач-психиатр, имеющий специализацию в области психотерапии, или клинический психолог тоже может заниматься психотерапией?
  • Если в основе психотерапии лежат психологические теории – почему клинический психолог в России не имеет возможности заниматься психотерапией на одном уровне с врачами-психотерапевтами?
  • В чем недостатки образования клинических психологов в России, приводящие к тому, что они не могут работать в области психотерапии?
24.Round-table.jpg

Интересно было услышать  об опыте взаимодействия врачей и психологов за рубежом, которым поделились гости из Германии. Как оказалось, для немецких коллег эта проблема не является актуальной, так как в Германии врачи и психологи совместно и согласованно принимают активное участие в лечении людей с психическими нарушениями. Около 15 лет назад в Германии был принят закон о специальности психолога-психотерапевта, в соответствии с которым при проведении психотерапии психолог и психотерапевт (врач с медицинским образованием) получили практически равные права. Вместе с тем этот же закон регламентировал последипломное образование по специальности «психолог-психотерапевт»,  содержание которого мало чем отличается от нашего специализированного образования для врачей по специальности «врач-психотерапевт».

В свою очередь, Александр Баттиани рассказал, что в Австрии, которая, как известно, является родиной психотерапии, прийти в психотерапию можно, имея любое базовое образование, например, в области философии или социологии. Первое образование, таким образом, не столь важно в Австрии, так как оно является только основой, с который человек дальше продолжает свой профессиональный путь, проходя специализированное обучение в области психотерапии, и выбирая любой психотерапевтический подход, в рамках которого он хочет работать. Связано это, по мнению профессора Баттиани, с тем, что в работе с людьми наиболее важными являются цели психотерапии, нежели ее объект, который достаточно сложно конкретизировать в силу сложности определения психического и невозможности однозначного определения психики.

25.Round-table2.jpg

Подводя итоги юбилейной конференции, все участники отметили высокую ценность и плодотворность проведенного мероприятия как важного этапа в процессе решения актуальных задач в области клинической психологии и психотерапии, так и в укреплении междисциплинарного сотрудничества, интеграции и обмена опытом специалистов помогающих профессий.


Факультет психологии выражает искреннюю благодарность за помощь в организации и проведении конференции следующим студентам и выпускникам ФП: Макаренко Анне, Карулёвой Екатерине, Дубининой Ирине, Чичининой Алёне, Чуйко Галине, Звонарёвой Яне и Тащилину Евгению. 

Фотоотчет с юбилейной конференции вы можете посмотреть в нашей фотогалерее. Более подробный фотоотчет будет размещен в группе факультета психологии Вконтакте.



Материал подготовила Камилла ВИНОКУРОВА
Фото - Антон УНИЦЫН, Дарья ПОДДУБНАЯ

Возврат к списку